14 ноября 2011 г.

Flash и мобильные устройства

Оригинал статьи: Flash and Mobile Devices

На прошлой неделе компания Adobe объявила о прекращении разработки флэш-плейера для мобильных устройств. Эта новость кажется удивительной, но давайте поразмыслим. Самый весомый повод создавать флэш-приложения и сайты — наличие установленных программ, воспроизводящих Flash. Популярность YouTube и некоторый других сайтов, использующих Flash привела к тому, что большинство пользователей компьютеров устанавливают Flash Player (по данным Adobe, так обстоит дело на 99 % компьютеров, подключённых к Интернету). Однако с мобильными устройствами не так: Flash Player в принципе может быть установлен только на Android 2.2+, Blackberry PlayBook и HP webOS. По данным Adobe, «к концу 2010 г. свыше 35 моделей смартфонов были сертифицированы для установки Flash Player, более 20 млн экземпляров смартфонов либо поставлялись с предустановленным плейером, либо загружали его». Таким образом, примерная доля мобильных устройств, способных воспроизводить Flash в 2011 г. составила 36 %. Поскольку поддержка этой технологии не входит в планы производителей ни iOS, ни Windows Phone, очевидно, что Flash не может стать общераспространённым явлением на мобильных устройствах. Собственно говоря, на нынешний момент эта технология ограничена Android-устройствами, а это определённо не то, чего хотела бы Adobe.

Самая большая ошибка Adobe состоит в предположении, что Flash может быть отличной платформой для создания мобильных веб-приложений. На самом деле Flash Player оказывался нужен только для того, чтобы загружать страницы, требующие Flash, да и то лишь потому, что другого выхода не было. Результат не радовал: прокрутка дёргалась, флэш-объекты казались оторванными от остального содержимого страницы — и разумным представлялось загружать флэш-контент только тогда, когда без этого не обойтись.

Сегодня у разработчиков мобильных приложений есть две возможности: создавать HTML5-приложения, работающие в любом современном браузере, или создавать приложения в родных средах iOS, Android и других платформ. У Adobe есть инструменты для обоих случаев, и Adobe стремится усовершенствовать их. «Сегодня HTML5 поддерживается всеми главными мобильными устройствам. Это превращает HTML5 в лучшее средство создания и обработки контента в браузере на всех мобильных платформах», заявляет Adobe. «Наша будущая работа с Flash на мобильных устройствах будет сосредоточена на предоставлении флэш-разработчикам возможности упаковать их приложение с помощью Adobe AIR, так чтобы его можно было размещать во всех основных веб-магазинах приложений». И AIR-приложения, и HTML5-приложения уже вполне успешны, и главное их преимущество состоит в том, что для их работы не требуется никаких плагинов.

Конечно, приятно иметь возможность просмотреть флэш-сайты на смартфоне или планшете, однако Flash никак нельзя назвать технологией будущего, скорее это технология прошлого. Стив Джобс был прав, сказав, что «открытые стандарты, созданные в мобильную эру, — как HTML5 — победят на мобильных устройствах (да и на ПК тоже)», и порекомендовав Adobe «больше работать над созданием хороших HTML5-инструментов — ради будущего — и меньше критиковать Apple за то, что она легко расстаётся с прошлым».

Google выбрал прагматичное решение и начал сотрудничать с Adobe, которая разработала Flash для Android, Google TV и более безопасный Flash-плагин, идущий в комплекте с браузером Chrome. Это стало возможным благодаря открытой природе Android и тому, что безопасность — приоритет для Chrome. В итоге пользователи имели возможность установить Flash на свои мобильные устройства, а их браузер на ПК был более безопасен, поскольку Flash запускался изолированно (sandboxed) и автоматически обновлялся.

И Apple, и Google думали о пользователях, но по-разному: Apple желала обеспечить лучшую жизнь, Google — дать больше возможностей. Flash оказался неважной возможностью — но для некоторых сайтов единственной.

От переводчика

1. Строго говоря, другой выход (для загрузки флэш-страниц в мобильное устройство) был: специальные сервисы перекодирования флэш-страниц в HTML5. Но это, конечно, довольно кривой выход.

2. Никогда не любил Flash. Да, в Chrome он безопасен (хотя стопроцентной безопасности всё равно не добиться), но процессор грузит — ужас просто.