24 апреля 2013 г.

Насколько точно определяются рыночные доли браузеров?

Оригинал статьи: How Accurate Is Browser Market Share Data?

Статистику пользования браузерами получить непросто. Одни компании учитывают количество активных пользователей, другие — общее количество пользователей, и между различными веб-аналитическими данными нередки противоречия.

Например, Net Market Share — сервис, собирающий данные через «аналитику HitsLink и клиенты SharePost (HitsLink Analytics and SharePost clients), — объясняет, что «сеть [сбора данных] включает свыше 40 тыс. веб-сайтов и охватывает весь земной шар. Мы подсчитываем уникальных посетителей сайтов нашей сети, учитывая только одно уникальное посещение сайта в день. Это входит в наш протокол контроля качества и призвано предотвратить мошенничество, в результате чего мы получаем самую точную картину рыночных долей Интернета».

GOS сравнил информацию сервиса с данными производителей браузеров. Самая прозрачная компания — это, пожалуй, Opera, по крайней мере, в отношении мобильных браузеров. Каждый месяц Opera сообщает количество пользователей браузеров Opera Mini и Opera Mobile.

Вот данные (май-2012 — февраль-2013):



месяц

пользователей Opera Mini, млн чел.

рыночная доля согласно HitsLink (мобильные браузеры)

05.2012

179,0

12,43 %

0672012

183,0

10,45 %

07.2012

187,7

9,32 %

08.2012

191,0

8,59 %

09.2012

187,6

9,55 %

10.2012

194,0

8,24 %

11.2012

195,0

7,02 %

12.2012

208,0

10,71 %

01.2013

215,0

9,84 %

02.2013

207,0

12,72 %

А вот графики, построенные по этим данным:

Конечно, есть множество факторов, влияющих на рыночную долю: возможно, выросло число мобильных пользователей, возможно, другие браузеры стали популярны. Однако эти два графика показывают совершенно разные картины. Например:

— по сравнению с маем, в июне 2012 г. число пользователей Opera Mini возросло на 4 млн чел., а рыночная доля упала с 12,43 % до 10,45 %;
— по сравнению с июнем, в июле 2012 г. число пользователей Opera Mini возросло на 4,7 млн чел.: а рыночная доля упала с 10,45 % до 9,32 %;
— по сравнению с декабрём 2012 г., в январе 2013 г. число пользователей Opera Mini возросло на 7 млн чел., а рыночная доля упала с 10,71 % до 9,84 %;
— по сравнению с январём, в феврале 2013 г. число пользователей Opera Mini упало на 8 млн чел., а рыночная доля возросла с 9,84 % до 12,72 %.

Данные StatCounter существенно отличаются: рыночная доля мобильного браузера Opera постоянно падала с мая 2012 г. (21,9 %) по февраль 2013 г. (15,4 %). При этом согласно StatCounter браузер Android популярнее, чем мобильный Safari, в то время как данные Net Market Share показывают, что мобильный Safari Mobile в 3 раза популярнее, чем браузер Android. Важно отметить, что StatCounter измеряет число загруженных страниц, а не количество уникальных посетителей.

В данных компании Opera есть график числа страниц, открытых в Opera Mini, и это число увеличилось со 113,8 млрд в мае 2012 г. до 147,1 млрд в феврале 2013 г.:

Если верны и данные Opera (о количестве страниц — ЖсG), и данные StatCounter (о доле Opera — ЖсG), то получается, что с мая 2012 г. по февраль 2013 г. общее число загруженных страниц практически удвоилось.

А как обстоит дело с данными о посещении популярных сайтов вроде Википедии? «Данные о трафике сайтов Wikimedia основаны на серверных журналах (server logs), регистрирующих около 4 млрд запросов в месяц, и на идентификационной информации (user agent information) браузеров, выполняющих эти запросы. Эти серверные журналы охватывают все проекты Wikimedia Foundation, включая Wikipedia, Wikimedia Commons, Wiktionary, Wikibooks, Wikiquote, Wikisource, Wikinews, Wikiversity и др.» — и данные Wikimedia за октябрь 2012 г. показывают, что лишь 6,4 % запросов мобильных браузеров пришлось на пользователей Opera Mini.

Согласно Clicky, рыночная доля Opera Mini составляет всего 3–4 %. «Рыночные доли вычисляются на основании около 500 млн просмотров веб-страниц в день на более чем 500 тыс. веб-сайтов, использующих Clicky Web Analytics».

Как легко видеть, все статистические данные противоречат друг другу. StatCounter — единственный сервис, согласно которому браузер Android популярнее, чем мобильный Safari, а доля UC Browser составляет 8–10 %. Рыночная доля Opera Mini колеблется от 3 % до 15 % в зависимости от того, на чьи данные опираться.

Любопытно, что презентации Opera цитируют данные StatCounter. В недавней презентации говорится, что мобильные браузеры Opera получили «50 млн пользователей Android», а Opera обладает «10%-ой рыночной долей» (вероятно, это доля Android).